Танец и танцевальная музыка. История возникновения и развития


Танец в Древней Греции

Танец в Древней Греции

Подобно возникновению пещерной живописи, начальной целью появления танцев было сопровождение древних ритуалов. Первые уроки танцев стали частью обрядов посвящения. В то же время, танцам никогда не было чуждо подсознательное стремление к получению удовольствий. Этому, в немалой степени способствовали повторяющиеся движения, которые (в сочетании с ритмом бубнов и других древних ударных инструментов) были способны привести танцующих в экстатическое состояние.

Будучи основой танца, ритм является и формообразующим элементом музыки. Таким образом, общее ритмическое начало изначально связывало музыку (и пение) с танцем. С древних времен оба вида искусства выступали в качестве неотъемлемой составляющей магических ритуалов.

В большинстве древних цивилизаций, танец перед изображением или скульптурой божества был важным элементом храмовой церемонии. Так, в Древнем Египте жрецы и жрицы (в сопровождении арф и труб) выполняли движения, иллюстрирующие космологические сюжеты. Для этой цели существовали специальные «ритмы дня» и «ритмы ночи». Во время похорон, при помощи определенных движений, женщины должны были выражать состояние горя. Отчасти, это напоминало сюжеты картин с «плакальщицами» (группами женщин, которым вменялось в обязанность оплакивать умерших знатных египтян, включая самого фараона).

В античной истории, начиная с 8-го века до нашей эры, Олимпийские игры открывались танцами девственниц в храме. Таким танцем (исполняемым в круге в честь божества) изначально был шорос (чорос). С 6-го века до нашей эры он стал кульминацией представления в греческом театре.

В Индии, описание регламентированных движений рук жриц в индуистских храмах встречается в документах, начиная с первого века нашей эры. При этом, каждый жест имел достаточно точный и тонкий смысл. Танцы на их основе встречаются и сегодня в исполнении высококвалифицированных артистов. В определенном смысле, подобную традицию можно было бы отнести к языку жестов.

Любой человек, принимавший участие в быстром танце, знает, насколько при этом учащается пульс. В сочетании с алкоголем, это способно сильно возбудить организм. Подобный эффект был известен с глубокой древности, о чем, в частности, свидетельствуют Дионисийские танцы Древней Греции. По завершении сбора урожая, сельские жители устраивали празднества (нередко перераставшие в пьяные оргии) в честь бога вина Диониса (или его римского аналога Вакха). Топтание винограда – один из самых распространенных сюжетов изображений на греческих вазах, а крайние формы возбужденного сознания (приводящие даже к убийствам) увековечены в трагедиях (вакханках) Еврипида.

Эротический элемент танцев также существовал с древности. Начиная с 1400 г. до нашей эры, на стенах египетских гробниц встречаются изображения полуобнаженных танцующих девушек, находящихся в компании музыкантов. Согласно сюжету, они должны были радовать мужчин во время их путешествия в загробный мир. Но, сюжеты загробной жизни отражали реалии земной, поэтому вполне допустимо предположить и обратное соответствие.

Танец был одним из любимых видов развлечений во Франции и Италии в эпоху Возрождения. Регулярные торжества, сопровождающиеся танцами, всячески поощрялись Екатериной Медичи, после того как она вышла замуж за французского короля. В 1581 г. директором по организации придворных празднеств при королевском дворе, был создан «Балет Комик-де-ла-Рен», нередко включавший в представления танцевальные номера. Сохранившиеся описания, представляют их как «геометрические фигуры из людей, танцующих вместе». С этими событиями связывают рождение драматического балетного действа.

Пристрастие к танцам сохранилось во Франции и Италии и в 17-ом веке. Они регулярно устраивались в Турине при дворе Савойской династии. Во Франции, Людовик XIII (сын Марии Медичи) любил танцевальные представления. Исторические свидетельства обращают внимание на то, что король предпочитал изображать исключительно комедийных персонажей, наряжаясь: странствующим музыкантом, голландским капитаном, гротескным воином, крестьянином и даже женщиной. Его сын, Людовик XIV также поощрял танцы, но уже в их классической традиции. Персонажи театрализованных представлений выступали действующими лицами вакханок, античными героями и т.д. В 1661 г., по королевской инициативе, была организована Академия танцев. Начинание оказалось удачным, и вскоре, в 1669 г. вслед за ней была организована Королевская Академия Музыки. Позже, оба учреждения были объединены в Парижской Опере. Именно так, музыкальная и танцевальная традиции сосуществуют во Франции и поныне.

Интересный и важный этап балетной и музыкальной традиций был связан с творчеством Ж.Б.Люлли. Тогда была впервые разработана (или записана) система определения шагов во время танцевальных (балетных) номеров. Представление с номерами, созданными по этой системе, с большим успехом прошло в 1681 г. Вскоре, виртуозные танцы мужчин стали одной из самых зрелищных достопримечательностей балета. В период с 1691 по 1710 годы, их исполнение в Парижской Опере демонстрировал Жан Баллон (Валлон). Отличительной особенность мастерства танцора была способность слегка «приостанавливаться» в воздухе во время прыжка.

Дальнейшее развитие танца и танцевальной музыки последовательно развивало традиции, сложившиеся за предыдущие столетия. Изменения проявились лишь в 20-м веке, с приходом индустрии массовых развлечений. Ее результатом стало стремительное увеличение числа танцевальных школ и студий, а также танцевальных площадок. Однако, вопросы культуры и эстетики покинули танец не менее быстро, сохранив лишь стремление к его спортивно – развлекательной составляющей.